11 кл проф.(программирование)

Какой язык программирования учить в 2018 году  видео

Среда визуального программирования Delphi – это графическая автоматизированная оболочка над объектно-ориентированной версией языка Паскаль (Object Pascal).
Проект – это совокупность файлов, из которых состоит  Delphi-программа. В проект обязательно входят:
  • код проекта (расширение файла *.DPR) – файл с программным кодом.
  • описание форм (*.DFM) – ресурс Delphi.
  • модули форм (*.PAS) – описание класса формы. Каждой форме соответствует свой модуль.
  • параметры проекта (*.DOF)
  • описание ресурсов программы(*.RES) – описаны ресурсы, которые не входят в форму (пиктограммы, изображения, курсоры).
  • параметры среды (*.DRF, *.DSK, *.DSM) – создаются после компиляции программы.
Для сохранения проекта необходимо задавать имена модулей (автоматически предлагаются Unit1.pas, Unit2.pas, …) и имя проекта (автоматически Project1.dpr). Для переноса проекта необходимо иметь файлы таких типов: *.DPR, *.DFM, *.PAS, *.RES, остальные создаются автоматически.
В Delphi 10 окон, но после загрузки появляются четыре окна:
·         главное окно (заголовок Delphi7 – Project1),
·         окно с формой для проектирования приложения (заголовок Form1),
·         окно инспектора объектов (Object Inspector),

окно редактора форм (Unit1.pas). 
Создание и сохранение проекта и файла модуля.
Рассмотрим некоторые команды меню пункта File.
Команда New
Открывает окно New Items, при помощи которого можно создать новую форму, шаблон проекта или формы, которые затем могут быть использованы.
Команда New/Form
Открывает окно новой формы и соответствующего ей модуля и добавляет их к активному проекту.
Команда New Application
Создает новый проект, состоящий из файла проекта PROJECT1.DPR и двух файлов: модуля UNIT1.PAS и файла формы UNIT1.DFM. При этом IDE отображает  окно проектировщика формы и редактора кода. Окно проектировщика формы является активным. После этого рекомендуется сохранить новый проект, присвоив ему свое имя.
Команда Open Project
Открывает диалоговое окно Open Project, в котором выбирается открываемый файл.
Команда Save
Сохраняет активные файлы под их собственными именами. Если файл не был ранее сохранен, и ему не было присвоено имя, Delphi открывает диалоговое окно Save As, в котором нужно указать имя файла.
Команда Save Project As
Эта команда позволяет сохранить проект под другим именем и, в случае необходимости, в другом каталоге. После выбора этой команды появится диалоговое окно для сохранения файла кода программы. По умолчанию файлу дается расширение PAS, указанное в окне Тип файла. Введите свое имя файла и нажмите OK. Далее появится следующее диалоговое окно для сохранения файла проекта (расширение DPRDelphi Project). Введите имя проекта и нажмите OK.
Компиляция и выполнение проекта.
Компиляция - Project/compile (Ctrl+f9)
В процессе компиляции проекта создается готовый к выполнению файл (exe).
При компиляции проекта выполняются такие действия:
Сбор проекта - компиляция всех модулей, которые входят в проект, независимо от того, были внесены изменения, или нет. Project/build.
Запуск проекта из среды Delphi - Run/run (F9). Запущенная программа выполняется так же, как и под Windows, но есть особенности:
•нельзя запустить вторую копию;
•продлить работу над проектом можно только после завершения его работы;

•при "зависании" проекта завершения его работы нужно с помощью Run/program Reset (Ctrl + F2)

Практическая работа   Тема:  “Delphi – среда  визуального программирования”
Тема: Создание программы, сохранение и компиляция Презентация

Практическая работа   Тема:  “Привествие”
Практическая работа   Тема:  “Щелчок по кнопке”
Практическая работа   Тема “Диалог
Практическая работа   Тема:  “Ученический билет



Метод решения:   
1.      На панель наложить три Image. В каждый загрузить рисунок (свойство Picture).  Рисунок можно найти на диске или нарисовать. Если рисунок не помещается в Image, то свойство Stretch (растяжка) настроить True.
2.      Свойство Visible (видимость) для всех Image настроить False.
3.      Написать обработчики для кнопок переключения каналов событие On Click (щелчок). Нужный Image становится видимым, а остальные – невидимыми.
4.      При щелчке на кнопке ВЫКЛ все Image становятся невидимыми.

5.      Сохраните проект, запустите на выполнение.

Тема:  Основные компоненты среды Delphi. Переменные и их преобразование
Свойства компонента Edit: 
Функции преобразования типов

1.   StrToInt(S) –перевод из текста (строковой переменной) в целое число;

2.   StrToFloat(S)- перевод из текста в вещественное число;

3.   IntToStr(N) – перевод из целого числа в строку (текст);

4.   FloatToStr(N) – перевод из вещественного числа в строку.



Пример 1: Написать приложение, которое вычисляет сумму двух целых чисел, вводимых с клавиатуры в текстовые поля формы, и выдает ответ.

   1. Создадим графический интерфейс проекта.


Установить свойства объектов в соответствии с таблицей:

Элемент
Cвойство
Значение
Label1
Caption
+
Label2
Caption
очистить
Edit1
Text
очистить
Edit2
Text
Очистить
Button1
Caption
=

2. Создадим программный код проекта.

Двойным щелчком левой кнопки мыши по компоненту Button1 перейти в окно программного кода и записать программный код:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var x,y,z:integer;
begin
x:=StrToInt(edit1.Text);
y:=strToInt(Edit2.Text);
z:=x+y;
label2.Caption:=IntToStr(z);
end;
Замечание: Чтобы изменить размер символов в надписях на кнопках и в текстовых полях формы, измените свойства Font у каждого компонента (или выделите все компоненты формы и поменяйте свойство Font сразу у всех объектов).

Пример 1_1: Написать приложение, которое вычисляет разность двух целых чисел, вводимых с клавиатуры в текстовые поля формы, и выдает ответ.
Пример 1_2: Написать приложение, которое вычисляет произведение двух целых чисел, вводимых с клавиатуры в текстовые поля формы, и выдает ответ.
Задания 1_1 и 1_2 выполнить самостоятельно и показать учителю.


Практическая работа   тема "Ваш вес"

Практическая работа   тема "Вычисление процентов"
Практическая работа   тема "Калькулятор"
Практическая работа   тема "Обычный калькулятор"
Практическая работа   тема "Решение квадратного уравнения"
Выполнить  задание1,    задание 2,    задание 3

ОБРАБОТКА СОБЫТИЙ
Любой объект реальной жизни вынужден реагировать на те или иные события окружающего мира: зазвонил телефон – человек берёт трубку, пошёл дождь – мы открываем зонт.
   С компьютером тоже связаны различные события: включение питания, нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок кнопкой мыши и пр. Среда Delphi предоставляет возможность своим клиентам реагировать на них: она по указанию программиста устанавливает связь специальных процедур компонента, называемых обработчиками событий, с соответствующим механизмом операционной системы.
   Windows первой узнает о любом событии, и если связь с обработчиком события установлена, передаёт ему управление.
Любой объект реальной жизни вынужден реагировать на те или иные события окружающего мира: зазвонил телефон – человек берёт трубку, пошёл дождь – мы открываем зонт.
   С компьютером тоже связаны различные события: включение питания, нажатие клавиши на клавиатуре, щелчок кнопкой мыши и пр. Среда Delphi предоставляет возможность своим клиентам реагировать на них: она по указанию программиста устанавливает связь специальных процедур компонента, называемых обработчиками событий, с соответствующим механизмом операционной системы.
   Windows первой узнает о любом событии, и если связь с обработчиком события установлена, передаёт ему управление.

Название события
Когда возникает
OnKeyPress
Наступает, когда пользователь нажимает какую-либо клавишу.
OnDBClick
Возникает при двойном щелчке на компоненте
OnMouseMove
Возникает при перемещении курсора мыши над компонентом
OnMouseDown
Возникает при нажатии на кнопку мыши
OnMouseUp
Возникает при отпускании кнопки мыши
OnEnter
Возникает при получении компонентом фокуса ввода
OnExit
Возникает при потере компонентом фокуса ввода
OnCreate
Возникает в момент создания формы. Существует только у формы
Методы для построения графических примитивов.
Канва и пикселы.
 На формах Form или в графических окнах Image, PaintBox(System) можно рисовать различные графические примитивы с использованием свойства Canvas (холст).

Многие компоненты в Delphi имеют свойство Canvas (канва, холст), представляющие собой область компонента, на которой можно рисовать или отображать готовые изображения.
Каждая точка канвы имеет координаты X и Y Система координат канвы, как и везде в Delphi имеет началом левый верхний угол канвы. Координата X возрастает при перемещении вправо, а Y – сверху вниз. Координаты измеряются в пикселях .  Пиксель – это наименьший элемент поверхности рисунка. Важнейшее свойство пикселя – его цвет.
Рисовать на канве можно разными способами.
1. Pixels - рисование по пикселям.  Например, Canvas.Pixels [10,20]:=clBlack
2. Pen - карандаш - для рисования линий. Этот объект имеет свой  ряд свойств. Свойство Width – ширина линии (по умолчанию = 1).
Свойство Style – определяет вид линии (сплошная, пунктирная, штриховая и т.д.)  
Свойство PenPos – определяет в координатах канвы текущую позицию пера.
Перемещение  пера без прорисовки производится методом канвы –MoveTo(X,Y), где X и Y –координаты точки, в которую перемещается перо. Эта точка становится исходной, от которой методом LineTo(X,Y) млжно провести линию точку с координатами (X,Y).
Rectangle (X1,Y1,X2,Y2:integer) - точки (X1,Y1) и (X2,Y2) –определяют диагональ прямоугольника.
Ellipse (X1,Y1,X2,Y2:integer) – точки (X1,Y1) и (X2,Y2) –определяют прямоугольник, описывающий эллипс.
Chord (X1,Y1,X2,Y2, X3,Y3,X4,Y4 :integer) – рисует дугу окружности или эллипса и ограниченную хордой , где. Начало дуги определяется пересечением прямой проходящей через центр прямоугольника и точкой  (X3,Y3). Конец дуги - пересечением прямой проходящей через центр прямоугольника и точкой   (X4,Y4).
TextOut (X,Y, ’текст’) – вывод текста начиная с указанной позиции 
3. Brush - для раскрашивания объектов.

Задание 1. Написать программу которая на поверхности формы рисует флаг Украины.
Задание 2. Написать программу, которая на поверхности формы рисует олимпийский флаг. Рекомендуемый вид формы приведен на рисунке. 

Задание 3. Написать программу которая на поверхности формы рисует три фигуры: прямоугольник, треугольник, пирамиду, дугу.

Графические возможности  Delphi  презентация


Практическая работа 4  "Построение графика"
Практическая работа 5  "Применение полос прокрутки"  
Практическая работа 6  "Изменение фигуры"

Практическая работа 8  "Построение графиков функции в Delphi " видео

Элементы ввода и вывода информации. презентация
Приложения содержащие несколько форм. 
Создание проекта.


Самостоятельная работа  вариант 1


Задание 1. Создать проект «Судьба», в котором при щелчке на выбранном направлении движения появляется предсказание и рисунок. Оформление текстовых полей выполните разными цветами и шрифтами.
Компоненты: 4 кнопки (направо, налево, прямо, выход), 3 картинки, 3 текстовых поля.
Задание 2. Создать проект «Градусник», который будет переводить градусы из шкалы Цельсия в шкалу Фаренгейта. Левое поле для ввода температуры по Цельсию, правое – для температуры по Фаренгейту. При нажатии кнопки в другом поле ввода должно появиться приведенное к соответствующей шкале значение температуры. (Шкалы связаны соотношением: [°F] = 1,8 [°C] + 32, для перевода строк в числа и обратно используйте StrToFloat и FloatToStr).
 Компоненты: два поля ввода и 2 кнопки (перевод, выход).


Самостоятельная работа  вариант 2


Задание 1. Создать проект «Судьба», в котором при щелчке на выбранном направлении движения появляется предсказание и рисунок. Оформление текстовых полей выполните разными цветами и шрифтами.
Компоненты: 4 кнопки (направо, налево, прямо, выход), 3 картинки, 3 текстовых поля.
Задание 2. Создать проект «Функция» по расчету значения функции f (x,y) =x + y*3 , где  x  и y  вводятся в полях ввода. Результат отображается в текстовом поле при нажатии кнопки. (для перевода строк в числа и обратно используйте StrToFloat и FloatToStr).
 Компоненты: два поля ввода, текстовое поле и 2 кнопки (вычислить, выход).

Ветвление в алгоритмах и программах

Выбор (ветвления) в Delphi


Практическая работа "Создание простого теста 1"
Практическая работа "Создание простого теста  2"
Практическая работа "Создание простого теста  3"

Тема: Основное  и дополнительное меню. 
Меню как интерфейсный элемент используется практически во всех серьезных приложениях. В Windows поддерживается два типа меню – строчное, которому соответствует компонент MainMenu, и всплывающее (или локальное) – ему соответствует компонент PopupMenu. Обычно эти типы используются в комбинации.
MainMenu  позволяет поместить главное меню в программу. При размещении на форме этот компонент выглядит как иконка. Создание меню включает три шага:
– помещение MainMenu на форму;
    – вызов дизайнера меню через свойство Items в инспекторе объектов;
    – определение пунктов меню в дизайнере меню.



PopupMenu  позволяет создавать всплывающие меню, которое появляется по щелчку правой кнопки мыши на объекте, к которому оно привязано. У всех видимых объектов имеется свойство PopupMenu, где и указывается нужное меню. Создается PopupMenu аналогично главному меню.
Практическая работа абота с меню"

Программируем свою игрушку. Создание игры «Раздави пауков»



Комментариев нет:

Отправить комментарий